Бесплатный хостинг Okis.ru

Мировоззрение, его структура и типы

Как уже говорилось, философия для каждого, даже не занимающего­ся специально ее изучением, выступает как нечто знакомое, хотя и не вполне осмысленное. И это не случайно. Вопрос в том, что философия неразрывно связана с мировоззрением. Так полагали и полагают сейчас большинство философов, хотя есть философские направления, например неопозитивизм, отрицающие такую связь. А мировоззрение есть такой фе­номен, без которого немыслимо существование человека как человека, как ничности. Каждый из нас, будь то академик или простой рабочий, имеет свое мировоззрение.

Мировоззрение - это совокупность знаний, оценок, принципов, оп­ределяющих обобщенное представление о мире в целом, понимание мира и места в нем самого человека, жизненные позиции, программу поведения и деятельности людей. Мировоззрение представляет собой сложное инте­гральное образование, в котором слиты воедино его различные компонен­ты: знания и ценности, идеалы и принципы, нормы и убеждения - все это неотъемлемые составные мировоззрения.

Важнейшим элементом мировоззрения выступает знание. При этом знание может иметь различное происхождение: обыденное, научное, во­обще донаучное. Безусловно, в наше время «качество мировоззрения», так сказать, во многом определяется степенью наличия в нем научного знания, ибо наука позволяет нам глубже проникнуть в сущность мира и самого че­ловека, понять их взаимосвязь. Но это, впрочем, не означает, что мировоз­зрение различных людей можно выстроить по ранжиру с точки зрения на­личия в нем научного знания. То же можно сказать и о мировоззрениях, господствовавших в различные периоды человеческой истории. Вряд ли можно заключить, что мировоззрение нашего века, а с некоторой натяжкой можно употреблять выражение «выше рангом», чем мировоззрение древ­них греков. К. Ясперс прав, заявляя, что наука нам лишь открывает под­линно непонятное. Но это в известной мере ясно было уже Сократу с его знаменитым «Я знаю, что я ничего не знаю».

Чтобы понять парадокс этой ситуации, нужно иметь в виду особый характер мировоззренческого знания. Наука дает нам знание многообраз­ных фактов и явлений и в ходе истории о!>ъем этого знания растет. Но да­леко не все это знание входит в структуру мировоззрения. Ранее уже отме­чалось, что мировоззрение есть взгляд на <<мир в целом». Хотя здесь следу­ет отметить противоречивость выражение «мир в целом». Ведь, с одной стороны, мир в целом человек никогда не шал и не будет знать, такое зна­ние практически невозможно, и потому данное выражение является бес­смысленным. Но, с другой стороны, неоспоримо стремление человека к целостности, единству, если хотите, законченности своего знания о мире, стремление создать завершенную в принципиальных моментах картину мира. Когда Гегель говорит о законченности развития абсолютной идеи в его философии, он отнюдь не полагает, что в дальнейшем не будет при­роста научного знания. Утверждая так, 0:1 заявляет о том, что сущность мира уже познана и в этом смысле мы уже имеем целостную картину мира, и можно считать процесс познания завершенным. Таким образом, к миро­воззрению имеет отношение только то научное или обыденное знание, ко­торое помогает нам понять целостность мира, проникнуть в его тайну как целостности. При этом следует иметь в виду, что содержание этого знания исторично и потому трудно однозначно О1 [ределить, какое научное знание несет в себе «мировоззренческую нагрузку», а какое нет. К примеру, ге­лиоцентрический взгляд на нашу планетн/ю систему в свое время вызы-' вал, как известно, ожесточенные споры, а Бруно поплатился за него муче­нической смертью. И споры эти велись именно из-за того, что этому уче­нию придавалась большая мировоззренческая нагрузка. Сегодня же вряд ли кто-либо из нас и из служителей церкви придает этому знанию такое мировоззренческое значение. Научные или обыденные знания приобрета­ют мировоззренческое значение тогда, кскда они касаются основного от­ношения в структуре мировоззрения «мир-человек», а это, как правило, «предельные» знания, раскрывающие нам фундаментальные отношения и свойства природы и самого человека. К этим знаниям можно отнести и знания об основах общества, так как взаимосвязь «природа - человек» всегда опосредована обществом.

Говоря о важной роли знания в структуре мировоззрения, нужно об­ратить внимание на метаморфозу, которую оно претерпевает, становясь структурным элементом мировоззрения. Дело в том, что даже «предель­ное» научное или обыденное знание не просто включается в мировоззре­ние, оно здесь экстраполируется и на ту область мира, которая остается за пределом этого знания. Тем самым знания становятся убеждениями. Их отличие от просто знаний в том, что если знания объективны, общезначи­мы, существуют без меня, то в убеждениях объективное и субъективное слито воедино, знания становятся моими знаниями и определяют принцип моей деятельности, моего поведения. Такое знание Ясперс называет «фи­лософской верой».

Но познавательное отношение к миру составляет только одну сторо­ну мировоззрения, другой стороной которого является ценностное отно­шение. Именно единство двух этих сторон выражает специфичность тако­го явления, как мировоззрение.

Ценностное отношение к >лиру во многом противоположно познава­тельному. Если целью познанил является истина, объективное, общезна­чимое постижение реального мира, то целью ценностного подхода высту­пает рассмотрение явлений с точки зрения целей, потребностей, интересов, понимания смысла жизни. Ценностное отношение вносит, таким образом, личностный момент в наше знание, И не только личностный, но и соци­ально-классовый момент, поскольку каждый из нас является представите­лем той или иной социальной группы, и ее система ценностей накладывает свой отпечаток на наше видение мира. Вот почему в социально- неодно­родном обществе существуют, взаимодействуют и ведут борьбу различ­ные, и даже полярные мировоззренческие позиции.

Ценностный подход как бы просеивает наше знание с точки зрения его значения для нас, отбирая значимое и «отбрасывая» незначимое, вы­ступает важнейшим элементом в превращении знаний в убеждения, прин­ципы деятельности. Без ценностного подхода просто невозможно предста­вить формирование таких элементов мировоззрения, как идеалы, понима­ние смысла жизни.

Знания и ценности, безусловно, составляют сердцевину мировоззре­ния, его основное содержание. Но это, в основе своей, рациональные эле­менты мировоззрения. Наряду с ними последнее включает в себя чувства, веру, эмоциональное отношение к миру, самому себе. Только в своей сово­купности все эти элементы дают возможность понять содержание такого сложного духовного образования человека как мировоззрение.

Но мировоззрение не тождественно философии, на что обраща­лось внимание ранее. Ведь люди жили и до того, как возникла филосо­фия, да и сегодня мировоззрение многих людей вряд ли можно назвать философским.

В философской литературе признано выделять три типа мировоззре­ния: мифологическое, религиозное и философское. Расположены они в исторической последовательности возникновения, хотя последние два типа сосуществуют и сегодня, да и от элементов мифологического миро­понимания мы не избавлены полностью сегодня.

Миф, безусловно, является древнейшей из известных нам форм ми­ропонимания человечества, его духовной культуры. Он выступал как еди­ная синкретическая (нерасчлененная) форма сознания, в которой воедино было сплетено все: зачатки знаний, религиозных верований, форм искусст­ва, философских представлений. Синкретичность мифа просматривается и в другом отношении. В содержании мифа нет противопоставления при­роды и человека, духовного и материального, посюстороннего и потусто­роннего. В нем мир живет как единое целое и человек выступает его частью, наделенной всеми свойствами целого. Здесь нет границ между

человеком и природными существами, человеком и богами. В мифе человек может превращаться в животных, а последние - в человека, он может стано­виться богом и, наоборот, боги — становиться людьми. Своеобразие содер­жания мифа .неразрывно связано со своеобразием его формы, где мысль вы­ражена в эмоциональных, конкретно-чувственных образах, метафорах.

В отличие от мифологического религиозное мировоззрение делит мир на две половины: на мир естественный, «земной», «посюсторонний» и мир потусторонний, «небесный», сверхъестественный. В нем проведена четкая грань между богом и человеком, богом и природой, человеком и природой. Религиозное мировоззрение также раскрывает нам единство мира, его целостность, но в отличие от мифа находит его в боге как творце и природы и человека. Характерной чертой религиозного мировоззрения является и способ его существования. Таким способом является вера. Вера в существование сверхъестественных, надприродных сил составляет серд­цевину религиозного мировоззрения. «Верую, ибо абсурдно», - утверждал христианский теолог начала новой эры Тертуллиан. На основе этих пред­ставлений в рамках религиозного мировоззрения формируются смысло-жизненные ценности, идеалы, принципы поведения и деятельности.

Философия является исторически третьим типом мировоззрения, имеющим в качестве своих истоков и миф, и религию.

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Бесплатный хостинг Okis.ru