Бесплатный хостинг Okis.ru

Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем

Философия, несомненно, связана неразрывными узами с предшест­вующими ей типами мировоззрения. Без этой связи мы не в состоянии по­нять ее возникновения. Но вместе с тем возникновение философии означа­ло разрыв с предшествующими типами мировоззрения, возникновение ка­чественно нового типа миропонимания. Европейская философия возникает в конце VII - начале VI века до нашей эры в Древней Греции. Приблизи­тельно в это же время зарождается философия в Индии и Китае. Совпаде­ние это даже сегодня трудно объяснить, учитывая отсутствие связи между этими регионами в то время. К. Ясперс называет это время осевым време­нем. Именно тогда, по его мнению, разделяемому, впрочем, многими, за­родилась современная культура и человек стал «современным» человеком. Тогда человек впервые поднимается до осознания бытия мира и своего собственного бытия, до осознания своего сознания, делая его предметом рефлексии. Здесь совершается переход от коллективного сознания, каким является миф, к индивидуальному, появляются люди, ставящие своей зада­чей осознание мира и стремящиеся донести свои взгляды до других людей.

Философия отличается от мифа, прежде всего, способом рассмотре­ния проблем. Философия пытается осмыслить мировоззренческие пробле­мы. Там, где миф и религия обращаются к традиции и вере, философия обращается к разуму, интеллекту, пытается дать рациональное обоснова­ние проблем. Эмпирические наблюдения, логические выводы, обобщения и доказательства ставит она на место фантастических вымыслов и слепой веры. Всё и вся подвергает она беспристрастному суду разума, только и нем видя единственную опору. Своей основной задачей ставит она поиск истины, истины беспристрастной и бескорыстной.

Какие же проблемы волнуют философию, на решении каких вопросов она концентрирует свое внимание? Как уже указывалось ранее, на этот вопрос нелегко дать ответ, поскольку в разное время у самих философов было различное представление об этом. И все же, как заметил Гегель, как бы различны ни были между собой философские системы, все они сходят­ся в том, что это - философские системы.

Первоначальное представление о философии древних греков существенно отличалось от современных представлений. Философия (букваль­ный перевод с древнегреческого «любовь к мудрости») включала в себя нее знания и по существу была синонимом зарождающейся науки. Древне­греческие философы были носителями знания, не разделенного еще но специальным наукам, обобщающего практический опыт людей и эмпи­рические наблюдения. Но наряду со знанием подобного рода философия древних включала в себя и размышления о мире и человеке, т. е. те проблемы, которые впоследствии становятся собственно философскими проблемами.

Центральной проблемой в ряду этих проблем выступает проблема бытия, которая у древнегреческих философов, и не только у них, часто вы­ступает как учение о природе. Поэтому первых древнегреческих филосо­фов называли физиками. Само слово «философ», по некоторым историче­ским свидетельствам, употребил впервые греческий математик и философ 11ифагор, желая подчеркнуть этим, что он не мудрец (мудрецами могут быть только боги), а любитель мудрости. Но в природе их интересовали не частности, а вопросы строения мира, его происхождения, принципов функционирования.

Частные знания, частные наблюдения они стремились привести к единому знаменателю с тем, чтобы раскрыть единую первооснову мира, из которой все возникает и в которую все возвращается. За многообразием предметов явлений окружающего нас мира они стремились найти единое начало. И эта проблема на протяжении многих веков остается одной из центральных проблем философии, хотя подходы к ее решению, вопро­сы, выходящие на первый план, в связи с развитием науки, прежде всего в различные периоды, существенно отличаются. Такой подход к рассмотре­нию мира, природы, ставящий своей целью достижение всеобъемлющего объяснения фактов, построения на этой основе всеобъемлющей единой теории получит впоследствии название метафизики. И философия высту­пала как метафизика, что мы наблюдаем даже в начале XIX века у Гегеля. Да и сегодня такой подход не чужд некоторым течениям религиозной философии.

Уже в Древней Греции наметились и два подхода к решению пробле­мы бытия, получившие впоследствии названия материализма и идеализма, а сама проблема бытия в марксизме была названа основным вопросом философии. Суть самой проблемы свод1тся, в конечном счете, к тому, что понимать под первоосновой, к чему сводится все многообразие пред­метов и явлений мира. Философы-материалисты видели такую первоосно­ву в материи, понимая под последней, вплоть до марксизма, или одну из четырех стихий (земля, вода, воздух, огонь), или мельчайшую частицу вещества. Мир, все предметы и явления в нем понимаются как сущест­вующие объективно, независимо от человеческого сознания и, довольно часто, как у древнегреческих философов, независимо от богов. Если и при­знавалось значение бога или богов, то только как акт творения.

Идеалисты, напротив, полагали, что подлинным бытием обладают идея, дух. Наиболее четко подобный взгляд высказан древнегреческим фи­лософом Платоном, который полагал, что подлинный мир - это мир идей, предметы и явления окружающего нас мира есть только тени идей. Эту точку зрения наиболее последовательно развивал немецкий философ Ге­гель, полагающий, что первоосновой все! о является абсолютная идея, ко­торая, развертываясь в процессе развития отчуждает себя в природе и об­ществе. Подобные взгляды в философии принято называть объективно-идеалистическими взглядами, так как за основу всего здесь берется объек­тивный дух, дух как таковой.

Но философию мир интересует не сам по себе, а в его соотношении с человеком. Человек, его природа, его способности и его деятельность, его «особость» и в то же время единство с миром постоянно присутствует в философских размышлениях. Проблема «мир - человек» всегда, может быть за исключением, да и то с оговоркой, досократовских древнегрече­ских философов, стоит в центре внимание философии. Более того, можно сказать, что и сама проблема бытия и различные подходы к ее решению возникают из фиксирования различия бытия предметов, вещей (физиче­ского в широком плане) и бытия человека, заключающего в себе единство физического и психического, тела и духа, из различия бытия вещественно­го мира и духовных процессов.

Из этой предпосылки вытекает существование различных форм бы­тия и, следовательно, вопрос взаимосвязи этих форм, вопрос о "подлин­ном" бытии, соотношении бытия и небытия, бытия и ничто. В содержа­тельном плане категория бытия включает ! себя такие моменты:

1)   существование мира и человека;

2)   существование различных форм бытия (без признания различных
форм бытия не может возникнуть и сама проблема бытия);

3)          единство этих различных форм, фиксируемое понятием «бытие».
Отсюда же вытекает и возможность существования двух различных

подходов к решению самой проблемы — материалистического и идеалистического.

Из различия бытия мира и бытия человека вытекает и другая, гносео­логическая проблема — может ли человек познать мир и как осуществляется процесс познания, в состоянии ли он в своих понятиях дать адекватное опи­сание окружающих его предметов, явлений и процессов, существуют ли границы человеческого познания и, если да, то чем они обусловлены. Эти и другие подобные вопросы были и остаются предметом философских размышлений. И к этим вопросам в истории философии можно выделить два подхода. Наряду с философами, признающими возможность познания мира, были и есть философы, разделяющие скептические и даже агности­ческие взгляды.

Но человек интересует философию не только в его соотношении с объективным миром. Уже со времен Сократа философы все больше и больше задумываются над вопросами человеческой жизни и смерти, предназначения человека и смысла его существования, нравственными ценностями. Смысложизненные проблемы человеческого существования в ходе истории занимают все большее место в философии. В наши дни эти проблемы стоят в центре философских размышлений, а некоторые фило­софские течения, к примеру экзистенциализм, считает их единственно за­служивающими внимания философии. И действительно, обоснование нравственных высших ценностей, без которых человеческие действия, паука теряют свое значение, всегда будут привлекать внимание философии.

Начиная с древних времен, философия обращается к проблемам об­щественной жизни, общим принципам политического правового устройства и другим общественным вопросам. Уже многие древнегреческие философы активно участвовали в политической жизни своих государств, были воспи­тателями и наставниками царей. 'Платоновские работы «Государство», «За­коны» положили начало глубокому научному анализу общественных и по­литических проблем, ставших неотъемлемой частью многих философских систем. И это не удивительно, так как проблемы общественного бытия че­ловека являются неотъемлемой частью мировоззренческих проблем.

Заключить рассмотрение данного вопроса уместно цитатой англий­ского философа, одного из крупнейших мыслителей прошлого века Бер­трана Рассела: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает неза­висимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Дейст­вительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них, бла­годаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, что он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существует ли возвы­шенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвы­шенным, то, в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследо­вать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии».

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Бесплатный хостинг Okis.ru