Бесплатный хостинг Okis.ru

Философия и наука. Методологическая функция философии

Вопрос о взаимосвязи философии и науки, о "научности" самой фи­лософии последние полтора столетия вызывал и вызывает острые споры. Чтобы хоть немного разобраться в этом вопросе, необходимо посмотреть на историю взаимоотношений философии и науки.

В Древней Греции понятие «философия» по существу было тождест­венно понятию «наука». Под философией понималась вся зарождающаяся наука, и философами назывались носители этого научного знания. И это не было натяжкой. Недаром родоначальника древнегреческой философии Фалеса причисляли к семи мудрецам. По свидетельству Диогена Лаэртского, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьде­сят пять дней, первым предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени, первым стал вести беседы о природе. Всем известно имя другого древнегреческого философа - Пифагора за его от­крытия в области геометрии. И другие древнегреческие философы недаром почитались своими согражданами. Философия там, наряду с собственно философскими проблемами, рассматривала и специфические научные во­просы. И такое положение философии сохранялось длительное время, да­же в Новое время понятия "философ" и "ученый" были во многом тождест­венны. Декарт, являющийся одним из основоположников современной науки, известен своими трудами в области математики и геометрии, ему по праву принадлежит открытие условного рефлекса. Лейбниц был круп­нейшим математиком. Неоспоримы заслуги Канта в области космологии. Можно было бы продолжить перечень имен, почитаемых не только фило­софией, но и наукой вообще.

Но в то же время уже в Древней Греции наметилась тенденция к размежеванию собственно философских и научных проблем и по мере роста научных знаний эта тенденция усиливалась. Уже Аристотель пред­принимает попытку выделить философское знание из всей совокупности знаний, в отличие от частных наук. Философия, по его мнению ("первая философия"), должна рассматриваться как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Она выше всех других наук, ибо занята поиском истины и только истины, в то время, как другие науки исходят из принципа полезности, поэтому она является "госпожой наук" и выдвигаемые ею положения и принципы частные науки не могут оспа­ривать, они должны им неукоснительно следовать.

"Царственное" положение философии в системе науки продолжалось длительное время, вплоть до XIX века. Даже в Новое время (17-18 вв.), ко­гда происходит бурный рост научного знания и возникают многие со­временные науки, философия остается "королевой наук". И это не случай­но. Часто научное знание носило в этот период в основном опытный и описательный характер и не могло еще сравниться с философией по ин­теллектуальной мощи, по способности к. теоретическим обобщениям, уме­нию видеть связи различных явлений.

Дело существенным образом меняется в XIX веке, когда частные науки «вырастают» до уровня теоретической науки. Теперь они уже в со­стоянии сами создавать теории, объясняющие всю совокупность известных науке фактов, видеть тенденции развития явлений, разрабатывать собственные методы исследования. Претензии философии на господство подвергаются сомнению. Среди ученых широко распространен лозунг: «Нау­ка, бойся метафизики!». (Метафизикой со времен Аристотеля называют "первую философию". Правда, Гегель и Маркс под метафизикой понимают учение, противоположное диалектике, рассматривающее мир, явления вне развития и всеобщей связи.) Их не устраивают принципы философии, тем более, что многие из них носят умозрительный характер и входят в противоречие с частнонаучным знанием. Ведь наряду с гениальными идеями, обогатившими научное знание, в философии было выдвинуто немало и та­ких идей, которые не «стыкуются» с фактами частных наук. Ширится мне­ние, что философия изжила себя подобно королю Лиру, осталась без цар­ства, и ей нет места в современной науке. Наука, по мнению многих уче­ных прошлого и настоящего века, сама в состоянии решать и собственные проблемы, и те проблемы, которые считались исконно философскими. Та­кие взгляды получают распространение и среди философов. В Х1Х-ХХ ве­ках возникают философские направления, не считавшие философию «пол­ноценной» наукой и даже вообще наукой.

И все же в наши дни большинство философов и ученых не отрицают научный статус философии, не разделяют точку зрения, что она изжила себя. Но тогда возникает вопрос: «В чем научная ценность философского знания, философских обобщений, почему и сегодня большинство считают философию наукой?»

Ранее уже подчеркивалось, что философию объединяет с наукой, ставит ее в один с ней ряд сам способ рассматриваемых ею проблем. Философия, как и наука, подходит к решению своих специфических проблем, опираясь на доводы разума, дает им рациональное обоснование. Во-вторых, сами эти проблемы имеют не только самоценность для филосо­фии, но и чрезвычайно важны для науки. И сегодня человек стремится к интеграции научного знания, осмыслению его в целом, и осуществить эту интеграцию в состоянии лишь философия. Ни одна конкретная наука не в состоянии выполнить эту функцию. И сегодня (а может быть сегодня больше, чем когда-либо ранее), наука сталкивается с проблемами, дать объяснение которым она просто не в состоянии. И здесь на помощь ей приходит философия. Эта помощь заключается не в том, что она берет па себя их решение, но на основе выработанных общих принципов миро­понимания философия намечает возможные способы подхода к решению, формирует общие предположения об их природе. Она пытается, как бы за­глянуть за тот горизонт, к которому подошла и перед которым останови­лась наука, указать дальнейший путь. На основе этого наука строит свои гипотезы.

Обобщая, синтезируя научное и фактическое знание, философия разрабатывает категориальный (категории - наиболее общие понятия, от­ражающие всеобщие связи действительности и познания) аппарат, кото­рым пользуются все науки, без которого они просто не в состоянии обой­тись. Говоря о значении древнегреческой философии для европейской науки, К. Ясперс по праву указывает на то, что именно там усилиями древ­негреческих философов был разработан категориальный аппарат, который лежит в основании всей науки.

Говоря о функции философии в системе научного знания, особо сле­дует подчеркнуть ее роль в исследовании самого познавательного процес­са. Философия не только обобщает результаты научного познания, но и рефлексирует сам познавательный процесс, его закономерности, свя­зи. На основе этого она вырабатывает наиболее общие методы (методоло­гию) научного познания, давая тем самым в руки науки мощный инстру­мент для дальнейшего изучения природы и общества. Недаром Ф. Бэкон, говоря о роли метода в научном познании, подчеркивал, что даже слепой, идущий по дороге, обгонит зрячего, идущего без дороги. В связи с этим следует сказать, что существуют два метода, подхода к исследованию дей­ствительности: диалектический и метафизический. Диалектический метод требует рассматривать явления мира в и;; всеобщей взаимосвязи, измене­нии и развитии. Метафизический метод, напротив, рассматривает явления вне их связи, развития.

Нельзя обойти молчанием и роль философии в уяснении самых об­щих оснований, самой науки. Дело в том, что наука сама нуждается в обосновании, в уяснении своего места и роли в жизни общества, в уясне­нии своей природы и возможностей. Сегодня это еще более очевидно, чем когда-либо ранее. И понять науке саму себя в значительной мере по­могает философия.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Бесплатный хостинг Okis.ru