Бесплатный хостинг Okis.ru

Исторические предпосылки и источники античной философии

Каковы причины, породившие философию и тем самым изменившие миропонимание человека, его взгляд на мир и самого себя? В подробности и конкретности эта проблема, из-за отсутствия источников, останется тай­ной, скорее всего навсегда. И все же ретроспективно, опираясь на методы, разработанные философией и такой её частью, как история философии, можно, сегодня говорить о некоторых предпосылках возникновения ново­го мировоззрения. Одним из положений, имеющих важное методологиче­ское значение, является положение о том, что сколь либо серьезные, а тем более коренные изменения в осмыслении человеком мира и самого себя неразрывно связаны с кардинальными изменениями всех общественных отношений, всего уклада жизни людей.

Античная философия возникает в конце VII - VI вв. до нашей эры.  Немецкий исследователь античной, философии Эдуард Целлер связывает ее возникновение с одаренностью греческого народа, в котором, по его мнению, сочетались практическая ловкость с тонким чувством прекрасно­го, здравый реализм с возвышенным идеализмом, понимание единичною со способностью к гармоничному сочетанию частей, к созданию прекрас­ного целого. В этом суждении есть большая доля истины: в философии не без основания принято говорить не только о сознании человека, но и о духе народа! И в то же время «дух народа» материя трудноулови­мая, сама подверженная изменению в связи изменением общественного уклада его жизни.

Античная философия возникает на стыке двух эпох (первобытнооб­щинной и рабовладельческой), в развитии древнегреческого общества. Хо­тя на протяжении всего своего развития античная философия не освободи­лась полностью от влияния духовной культуры первобытнообщинного строя, по своей сути она есть порождение рабовладельческого общества и представляет собой ядро его духовной культуры. Распад первобытнооб­щинных отношений, переход от патриархальной системы рабства к разви­тому рабовладению, который происходил в Греции в VIII-V вв. до нашей эры, порождает необходимость в новой форме миропонимания, показывает недостаточность мифологического понимания мира заставляет рефлекси­ровать сам миф и тем самым выйти за его пределы.

Первобытнообщинный строй, не зная личности в социально-классовом делении, не знал личности в новоевропейском понимании этого слова. Род был единственно существующей формой человеческого обще­жития и поэтому единственно возможным принципом понимания мира. Человек не мыслил себя вне рода и, в свою очередь, род вне природы. Ро­довые, родственные отношения переносились на понимание всего мира, единого космоса в понимании древних греков. Мифология, развитая у гре­ков в большей степени, чем у других народов, выступает формой осозна­ния родовых, родственных отношений и перенесения их на весь мир. В мифе мир представлен нерасчленимым единством, где род «вырастает» из природы, а человек - из рода. Более того, даже боги являются порожде­нием природы. Миф не знает противоположности бога и природы, бога и человека, природы и человека. Различие есть, но это различие в степени, а не, в сущности, все они живут по единым принципам. И сам мир - еди­ный неделимый космос - является телесно-одушевленным, сродным чело­веку, и боги тоже почти во всем повторяют поведение человека и различа­ются разве что степенью чувств, желаний, страстей. В мире все разумно и целесообразно, как разумен и целесообразен род, и это естественная разумность и целесообразность, не нуждающаяся в обосновании и объясне­нии. Поэтому миф рисует нам картину того, как возник мир, кто были его творцы, кто были его герои. Его не интересует вопрос - «почему», так как ему с самого начала это «ясно», как ясны и естественны родовые отношения.

На глазах, надо предполагать, ошеломленных греков рушились, ка­залось бы, установленные на веки родовые отношения, рушился привыч­ный ясный мир. Всё вокруг из вечного, неизменного превратилось во вре­менное и неопределенное. И миф, который объяснял и утверждал эту веч­ность и неизменность, не мог ничего объяснить, не мог ничем помочь лю­дям, у которых на глазах из-под ног уходила почва. Вот здесь и возникает острая общественная потребность, необходимость в понимании этих про­цессов, в объяснении происходящего. При этом передовые мыслители приходят к пониманию того, что для объяснения происходящего недоста­точно изобрести, создать новый миф, необходимо выйти за пределы мифа, преодолеть его. Миф как форма миропонимания изжил себя вслед за тем, как изжила себя породившая его родоплеменная общность.

Но наличие общественной потребности в новой форме миропонима­ния еще не означает автоматом и её удовлетворение. Для этого в самой ду­ховной сфере должны были созреть необходимые предпосылки. Такими предпосылками для греческой философии были, с одной стороны, мифы и религиозные верования, а с другой - накопленные как самими греками, так и их соседями знания.

Уже подчеркивалось, что греческая мифология является одной из самых развитых мифологических систем и что античная философия неразрывно с ней связана. Неразрывно связана античная философия и с ре­нт ней. Впрочем, миф и религию у древних греков, бывает, трудно разли­чить, хотя это и не одно и то же. Миф значительно «шире» религии по своему содержанию, круг трактуемых в нём событий, явлений далеко им ходит за рамки религии, но религия составляет ядро мифа, она выступа­ет как бы принципом рассмотрение мира в мифе. Вера в духовных су­ществ, стоящих за пределами этого мира и управляющих им, является не только главной чертой, но и неотъемлемым сущностным моментом мифологического подхода к миру.

Влияние мифа и религии на античную философию на протяжении всего ее существования, и в греческий, и в римский периоды, несомненно. Миф и религия были тем мыслительным материалом, на котором возника­ет философия. Античные философы довольно часто обращаются к Гесиоду и  Гомеру - древнегреческим поэтам, в произведениях которых мифы систематизированы и прошли определенную рациональную обработку, но мышление которых в целом не вышло за рамки мифологического. В мифе и религии древнегреческие философы, особенно первые, часто черпают проблемы, которые становятся предметом их анализа, с ними они сморят, нередко остро критикуют и высмеивают мифологические и религиозные представления, но, тем не менее, философия Античности никогда не разрывает полностью пуповину, связывающую её с мифом и религией.

Но миф и религия выступают только одним плечом, на который опирается философия при своём возникновении. Другим плечом являются те знания, которые накопили к этому времени различные древнегреческие племена, а также близлежащие к ним соседи, прежде всего Вавилон и Еги­пет. Многие исследователи при этом отвечают, что последние имели более значительные достижения в области математических и астрономических знаний, нежели сами греки. Но возникновением науки, как особого способа познания мира и как особой системы знания, дающей нам представление о нем, мы, несомненно, обязаны грекам.

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Бесплатный хостинг Okis.ru