9.1 Затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия
Процессы хозяйствования предприятий связаны с затратами, использованием ресурсов: финансовых, материальных, трудовых.
Экономическая наука различает внешние и внутренние затраты.
Внешние затраты – это затраты, связанные с денежными выплатами предприятия поставщикам, работникам предприятия, кредиторам, государству и т. п. Их также называют бухгалтерскими затратами.
Внутренние затраты – имеют неявный характер и не связаны с платежами. Например, затраты ресурсов, которые принадлежат владельцам предприятия в виде земли, помещений, других активов.
Сумму внутренних и внешних затрат называют экономическими затратами.
Согласно нормативным государственным документам внешние затраты представляют собой уменьшение активов или увеличение обязательств, которое приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения владельцами) при условии, что эти затраты могут быть достоверно оценены.
Затраты по видам хозяйственной деятельности (рис. 9.1) разделяют на:
- затраты, связанные с обычной деятельностью;
- затраты связанные с чрезвычайной деятельностью.
В свою очередь, затраты связанные с обычной деятельностью включают:
- финансовые затраты;
- затраты на участие в капитале;
- затраты на операционную деятельность;
- прочие затраты.
Финансовые затраты состоят из затрат, связанных с использованием кредитов (процентов), с финансовой арендой и привлечением заемного капитала и т. п.
Операционные затраты предприятия состоят из:
- затрат, связанных с производством, которые составляют производственную себестоимость реализованной продукции;
- административных затрат;
- затрат на сбыт;
- других операционных затрат.
Затраты, связанные с производственной деятельностью состоят из прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда, прочих прямых затрат и общепроизводственных затрат.
К административным затратам относятся такие общехозяйственные затраты, которые направлены на обслуживание и управление предприятием:
- общекорпоративные затраты (организационные затраты, затраты на проведение годового собрания, представительские затраты и т. п.);
- затраты на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и прочего общехозяйственного персонала;
- затраты на содержание основных средств, других необоротных материальных активов общехозяйственного назначения (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, охрана);
- вознаграждение за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, консалтинговые, по оценке имущества и т. п.);
- затраты на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, затраты на телекс, факс и т. п.);
- амортизация нематериальных активов общехозяйственного назначения;
- расходы на урегулирование споров в судебных органах;
- налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, включаемые в производственную себестоимость продукции);
- плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков;
- прочие затраты общехозяйственного назначения.
Затраты на сбыт включают затраты, связанные с реализацией (сбытом) готовой продукции (товаров, работ, услуг):
- затраты упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах готовой продукции;
- затраты на ремонт тары;
- оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт;
- затраты на рекламу и исследование рынка (маркетинг);
- затраты на перепродажную подготовку товаров;
- затраты на командировки работников, занятых сбытом продукции
- затраты на содержание основных средств, других необоротных материальных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ и услуг (операционная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана);
- затраты на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции в соответствии с условиями договоров;
- затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- прочие затраты, связанные со сбытом продукции, товаров, работ и услуг.
К прочим операционным затратам относятся:
- затраты на исследования и разработки;
- себестоимость реализованной иностранной валюты;
- себестоимость реализованных производственных запасов;
- списанная сумма безнадежной дебиторской задолженности;
- создание резерва сомнительных долгов;
- потери от операционной курсовой разницы (то есть от изменения курса валюты по операциям, активам и обязательствам, которые связаны с операционной деятельностью предприятия);
- потери от обесценивания запасов;
- недостачи и потери от порчи ценностей;
- признанные штрафы, пени, неустойки;
- расходы на выплату материальной помощи, на содержание объектов социально-культурного назначения.
К затратам на участие в капитале относятся убытки от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия.
В состав прочих затрат включают затраты, возникающие во время обычной деятельности (кроме финансовых затрат), но не связанные с производством и реализацией продукции:
- себестоимость реализованных финансовых инвестиций;
- себестоимость реализованных необоротных активов имущественных комплексов;
- затраты на ликвидацию необоротных активов;
- потери от уценки необоротных активов;
- потери от неоперационных курсовых разниц.
В состав затрат, связанных с чрезвычайной деятельностью относят затраты, связанные с ликвидацией последствий стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф, пожаров или затраты на меры по их предупреждению.
Классификация затрат используется для планирования и учета затрат в хозяйственной деятельности предприятия.
Планирование затрат необходимо для экономического обоснования эффективности производства различных видов продукции и внедрения организационно-технических мероприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятий.
Учет затрат дает своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с производством продукции, а также обеспечивает контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Данные учета затрат используются для оценки и анализа выполнения плановых показателей, определения результатов деятельности структурных подразделений и предприятий в целом, фактической эффективности организационно-технических мероприятий, направленных на развитие и усовершенствование производства и хозяйственной деятельности, для планово-экономических и аналитических расчетов.
В связи с этим должно быть обеспечено полное сопоставление плановых и отчетных данных относительно состава и классификации затрат объектов и единиц калькулирования, методов распределения затрат по плановым (отчетным) периодам.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк