Мировоззрение, его структура и типы
Как уже говорилось, философия для каждого, даже не занимающегося специально ее изучением, выступает как нечто знакомое, хотя и не вполне осмысленное. И это не случайно. Вопрос в том, что философия неразрывно связана с мировоззрением. Так полагали и полагают сейчас большинство философов, хотя есть философские направления, например неопозитивизм, отрицающие такую связь. А мировоззрение есть такой феномен, без которого немыслимо существование человека как человека, как ничности. Каждый из нас, будь то академик или простой рабочий, имеет свое мировоззрение.
Мировоззрение - это совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих обобщенное представление о мире в целом, понимание мира и места в нем самого человека, жизненные позиции, программу поведения и деятельности людей. Мировоззрение представляет собой сложное интегральное образование, в котором слиты воедино его различные компоненты: знания и ценности, идеалы и принципы, нормы и убеждения - все это неотъемлемые составные мировоззрения.
Важнейшим элементом мировоззрения выступает знание. При этом знание может иметь различное происхождение: обыденное, научное, вообще донаучное. Безусловно, в наше время «качество мировоззрения», так сказать, во многом определяется степенью наличия в нем научного знания, ибо наука позволяет нам глубже проникнуть в сущность мира и самого человека, понять их взаимосвязь. Но это, впрочем, не означает, что мировоззрение различных людей можно выстроить по ранжиру с точки зрения наличия в нем научного знания. То же можно сказать и о мировоззрениях, господствовавших в различные периоды человеческой истории. Вряд ли можно заключить, что мировоззрение нашего века, а с некоторой натяжкой можно употреблять выражение «выше рангом», чем мировоззрение древних греков. К. Ясперс прав, заявляя, что наука нам лишь открывает подлинно непонятное. Но это в известной мере ясно было уже Сократу с его знаменитым «Я знаю, что я ничего не знаю».
Чтобы понять парадокс этой ситуации, нужно иметь в виду особый характер мировоззренческого знания. Наука дает нам знание многообразных фактов и явлений и в ходе истории о!>ъем этого знания растет. Но далеко не все это знание входит в структуру мировоззрения. Ранее уже отмечалось, что мировоззрение есть взгляд на <<мир в целом». Хотя здесь следует отметить противоречивость выражение «мир в целом». Ведь, с одной стороны, мир в целом человек никогда не шал и не будет знать, такое знание практически невозможно, и потому данное выражение является бессмысленным. Но, с другой стороны, неоспоримо стремление человека к целостности, единству, если хотите, законченности своего знания о мире, стремление создать завершенную в принципиальных моментах картину мира. Когда Гегель говорит о законченности развития абсолютной идеи в его философии, он отнюдь не полагает, что в дальнейшем не будет прироста научного знания. Утверждая так, 0:1 заявляет о том, что сущность мира уже познана и в этом смысле мы уже имеем целостную картину мира, и можно считать процесс познания завершенным. Таким образом, к мировоззрению имеет отношение только то научное или обыденное знание, которое помогает нам понять целостность мира, проникнуть в его тайну как целостности. При этом следует иметь в виду, что содержание этого знания исторично и потому трудно однозначно О1 [ределить, какое научное знание несет в себе «мировоззренческую нагрузку», а какое нет. К примеру, гелиоцентрический взгляд на нашу планетн/ю систему в свое время вызы-' вал, как известно, ожесточенные споры, а Бруно поплатился за него мученической смертью. И споры эти велись именно из-за того, что этому учению придавалась большая мировоззренческая нагрузка. Сегодня же вряд ли кто-либо из нас и из служителей церкви придает этому знанию такое мировоззренческое значение. Научные или обыденные знания приобретают мировоззренческое значение тогда, кскда они касаются основного отношения в структуре мировоззрения «мир-человек», а это, как правило, «предельные» знания, раскрывающие нам фундаментальные отношения и свойства природы и самого человека. К этим знаниям можно отнести и знания об основах общества, так как взаимосвязь «природа - человек» всегда опосредована обществом.
Говоря о важной роли знания в структуре мировоззрения, нужно обратить внимание на метаморфозу, которую оно претерпевает, становясь структурным элементом мировоззрения. Дело в том, что даже «предельное» научное или обыденное знание не просто включается в мировоззрение, оно здесь экстраполируется и на ту область мира, которая остается за пределом этого знания. Тем самым знания становятся убеждениями. Их отличие от просто знаний в том, что если знания объективны, общезначимы, существуют без меня, то в убеждениях объективное и субъективное слито воедино, знания становятся моими знаниями и определяют принцип моей деятельности, моего поведения. Такое знание Ясперс называет «философской верой».
Но познавательное отношение к миру составляет только одну сторону мировоззрения, другой стороной которого является ценностное отношение. Именно единство двух этих сторон выражает специфичность такого явления, как мировоззрение.
Ценностное отношение к >лиру во многом противоположно познавательному. Если целью познанил является истина, объективное, общезначимое постижение реального мира, то целью ценностного подхода выступает рассмотрение явлений с точки зрения целей, потребностей, интересов, понимания смысла жизни. Ценностное отношение вносит, таким образом, личностный момент в наше знание, И не только личностный, но и социально-классовый момент, поскольку каждый из нас является представителем той или иной социальной группы, и ее система ценностей накладывает свой отпечаток на наше видение мира. Вот почему в социально- неоднородном обществе существуют, взаимодействуют и ведут борьбу различные, и даже полярные мировоззренческие позиции.
Ценностный подход как бы просеивает наше знание с точки зрения его значения для нас, отбирая значимое и «отбрасывая» незначимое, выступает важнейшим элементом в превращении знаний в убеждения, принципы деятельности. Без ценностного подхода просто невозможно представить формирование таких элементов мировоззрения, как идеалы, понимание смысла жизни.
Знания и ценности, безусловно, составляют сердцевину мировоззрения, его основное содержание. Но это, в основе своей, рациональные элементы мировоззрения. Наряду с ними последнее включает в себя чувства, веру, эмоциональное отношение к миру, самому себе. Только в своей совокупности все эти элементы дают возможность понять содержание такого сложного духовного образования человека как мировоззрение.
Но мировоззрение не тождественно философии, на что обращалось внимание ранее. Ведь люди жили и до того, как возникла философия, да и сегодня мировоззрение многих людей вряд ли можно назвать философским.
В философской литературе признано выделять три типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Расположены они в исторической последовательности возникновения, хотя последние два типа сосуществуют и сегодня, да и от элементов мифологического миропонимания мы не избавлены полностью сегодня.
Миф, безусловно, является древнейшей из известных нам форм миропонимания человечества, его духовной культуры. Он выступал как единая синкретическая (нерасчлененная) форма сознания, в которой воедино было сплетено все: зачатки знаний, религиозных верований, форм искусства, философских представлений. Синкретичность мифа просматривается и в другом отношении. В содержании мифа нет противопоставления природы и человека, духовного и материального, посюстороннего и потустороннего. В нем мир живет как единое целое и человек выступает его частью, наделенной всеми свойствами целого. Здесь нет границ между
человеком и природными существами, человеком и богами. В мифе человек может превращаться в животных, а последние - в человека, он может становиться богом и, наоборот, боги — становиться людьми. Своеобразие содержания мифа .неразрывно связано со своеобразием его формы, где мысль выражена в эмоциональных, конкретно-чувственных образах, метафорах.
В отличие от мифологического религиозное мировоззрение делит мир на две половины: на мир естественный, «земной», «посюсторонний» и мир потусторонний, «небесный», сверхъестественный. В нем проведена четкая грань между богом и человеком, богом и природой, человеком и природой. Религиозное мировоззрение также раскрывает нам единство мира, его целостность, но в отличие от мифа находит его в боге как творце и природы и человека. Характерной чертой религиозного мировоззрения является и способ его существования. Таким способом является вера. Вера в существование сверхъестественных, надприродных сил составляет сердцевину религиозного мировоззрения. «Верую, ибо абсурдно», - утверждал христианский теолог начала новой эры Тертуллиан. На основе этих представлений в рамках религиозного мировоззрения формируются смысло-жизненные ценности, идеалы, принципы поведения и деятельности.
Философия является исторически третьим типом мировоззрения, имеющим в качестве своих истоков и миф, и религию.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток