10.5 Роль цен в руководстве предприятием
К важнейшим экономическим рычагам повышения эффективности производства относят цену, которая оказывает непосредственное влияние на производство, распределение, обмен и потребление. Цена отражает денежное выражение стоимости, это – экономическая категория, которая позволяет косвенно измерить величину израсходованного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
В условиях товарного производства цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, механизмом обеспечения равновесия между спросом и предложением, а таким образом, цены и стоимости.
С помощью цен сравнивают затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты капиталовложений, стимулируют производство и потребление, а также качество продукции.
Факторы снижения цен:
- рост производства;
- научно-технический прогресс (НТП);
- рост производительности труда;
- снижение затрат;
- конкуренция;
- снижение налогов;
- развитие прямых связей.
Факторы роста цен:
- спад производства и монополизация предприятий;
- увеличение массы денег в обращении;
- увеличение заработной платы;
- нестабильность экономической ситуации;
- низкая эффективность использования капитала;
- ажиотажный спрос.
Цены выполняют целый ряд функций: с их помощью устанавливают объемы производства и рассчитывают прибыль предприятия; цены выполняют распределительную функцию, то есть регулируют доходы и затраты; с помощью цен оценивают величину так называемого чистого дохода государства; цены используют в ходе планирования и учета материальных затрат; они выступают как инструмент хозяйственной политики предприятия (регулируют спрос и предложение).
Цена – это денежное выражение товарной стоимости продукции (изделий), работ и услуг.
В условиях рыночной экономики значения цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конце концов, на уровень жизни общества.
Ценовая политика фирмы – важнейшая составная часть маркетинговой политики, которая состоит в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и которая содержит выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и т. п.
Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживания, максимизация прибыли и удержание рынка.
Обеспечение выживания фирмы – главная цель фирмы, которая осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, если на рынке много производителей аналогичных товаров. Важными компонентами данной ценовой политики является объем сбыта (продаж) и доля рынка. Для увлечения большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
К максимизации прибыли стремятся не только компании, которые имеют стойкое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, которые стараются максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру. В этих условиях фирма делает оценку спроса и затрат относительно разных уровней цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль.
Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Для достижения этой цели фирма принимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Валовые затраты производства (сумма постоянных и переменных затрат) определяют минимальную величину цены. Значительное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Важнейшим фактором ценообразования является государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы влияния государства на цены. Прямые способы – это установления определенного порядка ценообразования, косвенные – направлены на смену конъюнктуры рынка, достижение определенного статуса в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков инстаграм