11.1 Налоги, их функции
Налоги появились с возникновением государства, которому необходимы средства на удержание государственного аппарата, армии, здравоохранения, развития культуры и т. п. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.
Налоги – это обязательные платежи, которые служат основным источником бюджетных средств государства и местных органов управления. Сущность налога заключается в изъятии части валового внутреннего продукта (совокупной стоимости в рыночных ценах конечной продукции и услуг, произведенных в стране) в виде обязательного взноса.
В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Украине» под налогом, сбором, таможенной пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, обусловленных законодательными актами.
Из вышеприведенного определения вытекает, что в настоящее время отсутствует четкое определение термина «налог», поскольку законодательство оперирует расширенным понятием «налог, сбор, таможенная пошлина и другой платеж». Поэтому для понятия «налог» характерна многоплановость:
во-первых, налогом может считаться обязательный бюджетный платеж, в названии которого присутствует слово «налог» (налог на добавленную стоимость – НДС);
во-вторых, налогами являются платежи, которые формируют налоговые доходы бюджета;
в-третьих, это все обязательные плановые и законодательно установленные финансовые изъятия, которые совершает государство.
С помощью налогов государство влияет на разные стороны экономической и общественной жизни. В этой связи целесообразно обозначить основные функции, которые могут выполнять налоги:
- регулирующую;
- стимулирующую;
- распределительную;
- фискальную.
Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и обнаруживается в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма. Налоговое регулирование относится к одному из наиболее эффективных рычагов управления рыночной экономикой и способствует сглаживанию социальных противоречий, выполнению научных, научно-технических, а также значительных производственных программ, которые без участия государства практически не могли бы быть реализованы.
Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товара за границу, ввоз капитала и т. п.
Распределительная функция состоит в перераспределении налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.
Фискальная (бюджетная) функция обеспечивает сбор средств для формирования бюджета финансовых ресурсов государства. Она должна быть подчинена денежной политике государства и обеспечивать определенное соответствие между суммой денег, которые находятся в обороте, включая банковские депозиты (денежная масса), и темпами роста валового национального продукта (ВНП).
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и одной из основных форм доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического влияния государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Современные принципы налоговой системы:
- экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не препятствовать эффективному использованию ресурсов, развитию предпринимательства;
- дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны содержать простые формулировки, а процедура изъятия налогов должна быть относительно дешевой. Административные затраты по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными;
- гибкость. Налоговая система должна уметь реагировать на изменения экономической ситуации;
- определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый налогоплательщик точно знает, сколько он платит;
- справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход ко всем физическим и юридическим субъектам хозяйственной деятельности и гражданам государства. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую часть в бюджет государства.
Налоги и сборы (обязательные платежи), которые существуют на территории Украины, в соответствии с законом, делятся на две группы:
- общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) (которых более двадцати). Важнейшие из них: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, таможенная пошлина, государственная пошлина, налоги на имущество, землю, сборы на обязательное социальное и государственное пенсионное страхование и прочие.
- местные налоги и сборы (которых насчитывается около пятнадцати). К ним, в первую очередь, относятся: коммунальный налог, налог на рекламу; гостиничные, рыночные сборы и прочие.
Классификация налогов
По методу установления налоги могут быть прямыми и косвенными, что обуславливает возможность их перенесения на потребителя.
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги включают налоги на землю, промысел и т. п.
К личным налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налог на доходы от денежного капитала, ресурсные платежи, налог на имущество.
Подоходный налог – основной вид прямого налога, который изымается с дохода или прибыли предприятия, организации, юридических лиц и поступает в доходную часть бюджета.
Налог на прибыль предприятий – составная часть налоговой системы. Он устанавливается в процентах (ставка налога), является частью прибыли от обычной деятельности и служит источником перераспределения национального дохода.
Налог на имущество предприятия, которое находится на балансе, – это совокупность основного капитала, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. Налог на имущество не может превышать 20% от стоимости налогооблагаемого имущества.
В зависимости от характера ставок различают налоги:
- пропорциональные;
- прогрессивные;
- регрессивные.
Пропорциональный налог не зависит от размера дохода, то есть применяются одинаковые ставки.
При прогрессивном налоге отчисления в бюджет возрастают по мере увеличения дохода.
Регрессивные – ставки уменьшаются по мере роста дохода.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые платятся в виде надбавок к цене и тарифам.
К ним относятся:
- акцизы;
- налог на добавленную стоимость;
- таможенные пошлины;
- налоги на операции с ценными бумагами.
Акцизные налоги применяются в основном для товаров массового потребления и услуг предпринимателей и организаций. Их включают в цену на товар или тариф. Абсолютная величина акцизного налога устанавливается как надбавка к свободной отпускной цене товара.
По способу изъятия акцизные налоги подразделяются на индивидуальные и универсальные.
Индивидуальный налог изымается из стоимости валовой продукции предприятия, а универсальный – из единицы стоимости товара.
По времени оплаты налоги классифицируются на одноразовые и многоразовые.
Одноразовые налоги выплачиваются один раз на какой-нибудь стадии производства, многоразовые – на каждой стадии производственного цикла.
Налог на добавленную стоимость наиболее приемлем для условий рыночных отношений, рассчитывается на основе дохода, полученного предприятием на всех стадиях производственного процесса и оборота. Таким образом, НДС представляет в бюджете часть добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров (работ, услуг). В свою очередь, установленная ставка НДС в соответствии с действующим законодательством применяется к налогооблагаемому обороту. Итак, для определения абсолютной величины НДС, предназначенной для внесения в бюджет, следует из НДС, полученного от реализации, исключить налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам. Другими словами, добавленная стоимость предприятия, налогооблагаемая налогом, представляет собой разность между стоимостью реализованной продукции и стоимостью материальных ресурсов, использованных в процессе производства и реализации продукции.
Таможенные налоги – это инструмент государственной политики, которая уравнивает цены на импортные товары и аналогичную продукцию внутреннего рынка. Другими словами, таможенные пошлины взимаются при импорте и экспорте разных товаров.
Предприятие платит все виды налогов, сборов и платежей, предусмотренных действующим в государстве законодательством.
Объектами налогообложения, при этом, выступают прибыль (или доход) предприятия, добавленная стоимость продукции (работ и услуг), стоимость (в т. ч. таможенная), имущество, земля, доход работников и т. п.
Перечень действующих налогов и сборов, их ставки и порядок начисления и уплаты, устанавливается соответствующим налоговым законодательством (кодексом).
В соответствии с ним предприятия, как плательщики налогов и сборов обязаны:
- вести хозяйственный (бухгалтерский и налоговый учет), составлять отчетность об экономико-финансовой деятельности;
- подавать в налоговые и другие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую, налоговую и другую отчетность в установленный срок;
- платить надлежащие суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в установленный для этого срок.
Вычислением налогов и сборов, подготовкой необходимых отчетных документов и уплатой налогов занимается на предприятии специальная бухгалтерская группа – группа налогового учета.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк