11.3 Бухгалтерский учет на предприятии
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных операциях (процессах) и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, для использования инвесторами, покупателями (потребителями), кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими и другими организациями и лицами;
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; своевременное предотвращение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности; выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Предприятия, которые осуществляют организацию бухгалтерского учета, самостоятельно устанавливают организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования; определяют форму и методы учета, контроля и экономического анализа; вводят внутренние правила документирования хозяйственных операций, документооборота, ведения регистров учета, проведения инвентаризации.
Особенность бухгалтерского учета – учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи. Основанием для записи данных в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, которые фиксируют факт осуществления хозяйственной операции или сведенные документы, составленные на основе первичных.
Такие документы, в том числе напечатанные с помощью технических средств, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления, содержание и основание для осуществления хозяйственной операции, ее показатели (количественные и стоимостные); наименование должностей лиц, ответственных за осуществление и правильность оформления хозяйственной операции, подпись этих лиц и их расшифровку. Первичные документы должны быть составлены в момент осуществления хозяйственной операции, а если это не является возможным – непосредственно после ее окончания. Ответственность за своевременное и качественное оформления документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, которые помещаются в них, несут лица, которые их подготовили. Информация, которая помещается в учетных документах, накапливается и систематизируется в учетных регистрах и потом переносится в сгруппированном виде. Такие регистры могут быть оформлены вручную, напечатаны на компьютере, записаны на дискеты, магнитные ленты и другие носители информации.
В первичных документах и учетных регистрах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должны быть подтверждены подписью лиц, которые подписали документ или составили учетный регистр, с указанием даты. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются. С целью проверки достоверности данных предприятие проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, ревизии.
Будучи сплошным, систематическим и непрерывным, бухгалтерский учет является важным средством обеспечения сохранности имущества предприятия. Его непременные условия: полнота, точность, достоверность и своевременность, простота и ясность.
Обязательным для него является подтверждение каждой хозяйственной операции документально: платежными требованиями, накладными, ордерами и другими документами. Данные об операциях группируются и обобщаются в счетах бухгалтерского учета, в которых любая из них записывается дважды (двойная запись) – в дебете одного и кредите другого, что обусловлено взаимозависимыми изменениями в составе средств и их источников. Хозяйственные операции, которые регистрируются в документах бухгалтерского учета, в обобщенном виде заносятся в баланс бухгалтерский. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, выполнения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления документов и сведений. Главному бухгалтеру запрещается принимать к выполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах он письменно сообщает руководителям предприятия, а при получении от него письменного распоряжения – выполняет. В этом случае всю полноту ответственности за незаконность выполненных операций несет руководитель.
Принципы организации бухгалтерского учета – это основные положения, правила организации бухгалтерского учета.
Организация на предприятиях современного бухгалтерского учета отвечает общепринятой практике, которая сложилась в странах с развитой рыночной экономикой и базируется на девяти основных принципах:
- двусторонности, которая означает, что средства предприятия равняются сумме, полученной им от его кредиторов и инвесторов, а также нераспределенной прибыли, достигнутой в результате эффективной деятельности, то есть части капитала, накопленного с момента создания предприятия, а не за последний год работы;
- денежного измерения – бухгалтерский учет оперирует данными (показателями, ресурсами, средствами), которые имеют денежное выражение;
- автономности – на предприятиях счета бухгалтерского учета автономны от счетов его собственников и работников независимо от форм собственности или организационно-правовой формы предприятия;
- непрерывности, которая состоит в том, что предприятие будет функционировать неопределенное время, если только отсутствуют факты, которые подтверждают противоположное (например, собственники не намерены его продавать);
- себестоимости – учет оперирует с себестоимостью средств (или ценой их приобретения), а не с рыночной стоимостью;
- консерватизма – увеличение суммы капитала может быть зафиксировано только тогда, когда это событие становится целиком возможным, то есть увеличение средств не фиксируется до тех пор, пока соглашение не стало целиком свершенным событием, например, если продукция поставлена потребителю;
- материальности, который позволяет пренебрегать незначительными событиями и принимать во внимание только значительные, то есть учет должен оперировать важными факторами (хотя нет формальных правил, что относить к важным, а что к несущественным факторам, но вряд ли можно признать целесообразным учет, например, количества карандашей или бумаги и скрепок, которые расходуются предприятием каждый день);
- реализации – доходы учитываются тогда, когда продукция доставлена, а услуги предоставлены потребителю.
Формы ведения бухгалтерского учета – комплекс взаимозависимых носителей бухгалтерской информации и правил пользования ею.
Различают формы: мемориально-ордерную, журнально-ордерную и упрощенную.
При мемориально-ордерной главными учетными регистрами являются мемориальные ордера, в которых указываются суммы операций; из их содержания вытекает корреспонденция счетов (или наименование шифров счетов, суммы по каждому из них, ссылка на оправдательный документ). Мемориальные ордера регистрируются в порядке их составления в регистрационном журнале (хронологически-учетном регистре), который имеет три графы: порядковый номер, дата ордера и сумма. Систематическими регистрами являются счета главной книги, картотеки и книги с аналитическими счетами. В главной книге каждый синтетический счет размещают на одном развернутом письме, разделенном вертикалью надвое. Его левая сторона отводится для дебетовых записей, правая – для кредитовых. Хозяйственные операции отражаются на основании соответствующих мемориальных ордеров способом двойной записи. Аналитический учет кассовых операций ведется в кассовой книге. В конце месяца для сверки записей по видам учета составляются так называемые оборотные ведомости.
Недостаток этой формы бухгалтерского учета состоит в многократности записей одних и тех же учетных данных в разных регистрах – хронологических, систематических, в т. ч. аналитических (раздельно за дебетом и кредитом счетов) и синтетических (тоже за дебетом и кредитом). Цифровой материал для отчетности приходится выбирать, группировать и рассчитывать заново, так как построение учетных регистров часто не обеспечивает получения отчетных показателей из данных бухгалтерского учета.
Журнально-ордерная форма предполагает главными учетными регистрами журналы-ордера, построенные по кредитовому принципу, то есть все записи по каждой операции создаются из кредита основного счета, для которого открыт журнал-ордер, в корреспонденции со счетами, которые дебетуются, наименование которых указывается в журнале-ордере. Таким образом, в них соединяются функции хронологических и синтетических регистров и, как правило, синтетический и аналитический учет.
Журнал-ордер – это учетная таблица, построенная по шахматной форме, где можно одним приемом (одной записью) отразить операцию, которая учитывается, или их однородную группу сразу в двух счетах – которые дебетуются и которые кредитуются. Общая сумма дебетовых оборотов каждого счета обнаруживается в журналах-ордерах, которые ведутся по кредитам корреспондирующих с ним счетов, и в подытоженном виде записываются в главную книгу. В журналах-ордерах и приложениях к ним помещаются готовые данные для бухгалтерской отчетности. Главная книга открывается на один год и ведется из синтетических счетов по дебетовым признакам хозяйственных операций. В ней из каждого счета приводится первоначальное сальдо, дебетовые обороты за месяц, которые учитываются в разрезе корреспондирующих счетов, кредитовые обороты – одной записью (общей суммой). По этой книге вырабатывается взаимная сверка записей в счетах. Сумма дебетовых и кредитовых сальдо (первоначальных и конечных), а также суммы дебетовых и кредитовых оборотов по счетам главной книги должны быть равными.
Упрощенная форма бухгалтерского учета применяется для малых предприятий с использованием рабочего Плана счетов с сокращенным их числом и состоит в ведении всех операций в Книге учета хозяйственных операций и Ведомости учета заработной платы. При использовании регистров учета имущества используют такие сведения: учет основных средств и начисленных амортизационных отчислений, учет производственных запасов и готовой продукции, учет расчетов, учет реализации, учет расчетов с поставщиками, учет денежных средств, учет затрат производства и учет заработной платы. Ежемесячно итоги деятельности обобщаются в так называемой «шахматке», и на ее основании составляется оборотная ведомость, которая служит основой для составления бухгалтерского баланса.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка