2.3 Стратегия развития и планирование на предприятии
В условиях рыночных отношений планирование деятельности субъектов хозяйствования не утратило своего значения, а наоборот приобрело новый смысл, стало еще более значимым элементом в системе хозяйствования.
Процесс планирования на предприятии (в хозяйственном обществе) вытекает из его стратегии, которая воплощает в жизнь миссию и главную цель предприятия.
Стратегия – это генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритетные для предприятия направления, его миссию, главные цели и распределение ресурсов для их достижения.
Направления и задачи, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий в рамках определенной стратегии, требуют распределения по видам деятельности, объектам и срокам производственных (финансовых, материальных, трудовых) ресурсов для достижения предусмотренных стратегией результатов, которые и являются основным содержанием планирования на предприятии.
Процесс планирования на предприятии – это комплекс процедур и расчетов экономико-производственного характера, направленный на установление и реализацию целей хозяйственной деятельности предприятия.
Значение планирования состоит в том, что оно:
- объединяет все направления деятельности предприятия: маркетинговую, финансовую, инвестиционную, производственную и др.;
- охватывает все процессы, связанные с этой деятельностью;
- концентрирует внимание на главных задачах предприятия в конкретный момент времени;
- определяет последовательность действий каждого подразделения и предприятия в целом;
- дает возможность осуществлять контроль всех подразделений по всем видам хозяйственной деятельности.
В современных условиях планирование осуществляется по следующим направлениям деятельности:
- планирование основной производственной деятельности (закупка, производство, сбыт и др.);
- планирование финансовой деятельности;
- планирование развития предприятия (инвестиционная и инновационная деятельность);
- планирование маркетинговой и коммерческой деятельности;
- планирование развития персонала.
В зависимости от того, на какой срок осуществляется планирование, определяют такие его уровни:
- стратегическое (долгосрочное) планирование;
- тактическое (средне- и краткосрочное) планирование;
- оперативное (краткосрочное и календарное) планирование.
Планы, разрабатываемые на различные сроки, могут быть комплексными, которые объединяют все виды деятельности предприятия или деятельность нескольких предприятий и унитарные – на один из видов хозяйственной деятельности.
Процесс планирования на предприятии осуществляется планово-экономическим отделом с привлечением специалистов других подразделений и состоит из следующих этапов:
- формулирование плановых целей и задач;
- разработка плановых заданий;
- составление бюджета, который должен сбалансировать выделенные по плану средства и необходимые затраты, связанные с осуществлением плановых заданий;
- уточнения плановых заданий в соответствии с финансовыми возможностями бюджета.
Стратегическое планирование – это процесс определения миссии и главных целей предприятия, оценка его потенциальных возможностей, выбор стратегий по направлениям деятельности, определение и привлечение необходимых ресурсов для достижения главной цели с максимальным экономическим, социальным или другим эффектом. Стратегические планы, чаще всего, имеют комплексный характер и охватывают все направления деятельности предприятия. Они могут состоять из долгосрочных планов по видам деятельности предприятия.
Во-первых, определяется миссия и главные цели.
Миссия, как главная целевая функция, должна быть фактором, который обеспечивает широкую заинтересованность деятельностью предприятия как потенциальных клиентов, так и работников самого предприятия.
Во-вторых, анализируется внешняя среда, в которой будет функционировать предприятие. Эту среду составляют экономические, политические, технические, социальные, юридические условия, в которых предприятие осуществляет свою деятельность, а также поставщики, конкуренты, потребители и прочие субъекты рыночной и внерыночной деятельности предприятия.
В-третьих, предприятие должно определить и проанализировать свои возможности (сильные и слабые стороны). При этом анализируются: позиция предприятия на рынке относительно конкурентов, его финансовое состояние, инновационный потенциал, кадровый потенциал и прочее.
В-четвертых, предприятие вырабатывает стратегию и конкретизирует ее в долгосрочных планах по видам деятельности.
В-пятых, стратегия реализуется через разработку и выполнение тактических, текущих и оперативных планов.
В-шестых, процесс реализации стратегии постоянно контролируется, оценивается и корректируется (адаптируется) в соответствии с изменениями внешней среды и внутри предприятия.
Долгосрочное планирование чаще всего является составной частью стратегического планирования одного из видов хозяйственной деятельности. Планы разрабатываются на несколько лет, имеют общий характер (без детальной проработки и конкретных ответственных исполнителей). Результат, которого должно достичь предприятие, устанавливается методами прогнозирования.
Тактическое (средне- и краткосрочное) планирование, еще называемое текущим, осуществляется, чаще всего, на финансовый год, полугодие, квартал. Имеет детальный характер и разрабатывается для функциональных подразделений предприятия, включает разработку бюджетов для выполнения предусмотренных планом заданий. Плановые задания рассчитываются с помощью соответствующих методов и методик.
Оперативные (краткосрочные, календарные) планы устанавливаются на месяц, декаду, смену, направлены на решение конкретных вопросов; имеют четкий срок и персонифицированного ответственного исполнителя; большую степень детализации. Факт выполнения задания и полученный результат контролируется в установленный срок, на его выполнение выделяется точно рассчитанный объем финансового (материального) и трудового ресурса.
Отдельное место в планировании занимают бизнес-планы.
Бизнес-план – это план развития предприятия (предпринимательской деятельности) на определенный период; план-программа осуществления проекта с целью получения прибыли; система мероприятий, направленных на достижение заданной цели. Его содержанием является выполнение комплекса маркетинговых и технико-экономических исследований, направленных на усовершенствование и развитие производства.
Разрабатывают бизнес-план и при технико-экономическом обосновании инвестиционных и приватизационных проектов. В этом случае он необходим:
- инвестору – для определения целесообразности (эффективности) вложения капитала;
- предпринимателю – для разработки программы действий в процессе реализации проекта;
- государственным органам – для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений, приватизации.
Он может использоваться для проведения санации (мероприятий по предотвращению банкротства больших предприятий с помощью банков или государства); рестрикции (ограничения производства, продажи и экспорта с целью увеличения цен на товары и получения прибыли, сокращения кредитов); приватизации предприятий и для привлечения внешних инвестиций.
Бизнес-план может быть составлен на год с детальным рассмотрением хозяйственной деятельности предприятия в следующие 12 месяцев и может укрупнено характеризовать деятельность на 1–4 года; при подготовке инвестиционных проектов – на период их осуществления. Такой план включает:
- описание предприятия;
- описание его потенциальных возможностей;
- оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени;
- конкретные данные о стратегии маркетинга и развитии бизнеса.
В нем отмечаются возможные риски, то есть показывается, что существование риска учтено в плане и намечены меры по его снижению.
Основное требование к бизнес-плану – его реальность. Его составлению должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепризнанных стандартов.
Бизнес-план выполняет следующие основные функции:
- внешнюю (ознакомление заинтересованных деловых людей с сущностью и эффективностью реализации новой предпринимательской идеи);
- внутреннюю (отработка системы управления реализацией предпринимательского проекта).
Предприятие самостоятельно определяет структуру и объемы разделов бизнес-плана, но при их подготовке нужно учитывать следующие факторы: особенности применяемой (осваиваемой) технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуг), степень проработки тех или иных вопросов.
Типовая структура бизнес-плана предприятия может быть следующей (по разделам):
- резюме (составляется после разработки всех разделов плана) – излагается суть плана, его преимущества, итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов (объема продажи, выручки от реализации, затрат на производство, прибыли, окупаемости);
- описание предприятия – предоставляются его реквизиты, отраслевая принадлежность, форма собственности, фамилия, имя, отчество руководителя, основные направления и цели деятельности предприятия, история создания, развития и современное состояние, достижения и неудачи;
- продукция и услуги – описывается продукция и области ее применения, потребители, отличительные качества или уникальность, лицензии, патентные права, преимущества конкурентов;
- план маркетинга – выполняется анализ рынка и планирование маркетинга, которые являются ключевыми моментами для определения объемов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, необходимых технологий и т. п., формулируется стратегия маркетинга и дается оценка внешней среды предприятия;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – описываются оптимальные рамки проекта, обосновывается их выбор, перечисляется перечень компонентов, определяются соответствующие технологии и т. п.;
- производственный план – закладываются объемы и номенклатура выпускаемой продукции, отражается экономический, технологический и трудовой потенциал предприятия, материально-техническое обеспечение и т. д.;
- организационный план управления предприятием – в нем рассматривается проблема производственного менеджмента, приводится принципиальная схема принятия управленческих решений, оценивается гибкость системы управления в случае изменения рыночных условий и др.;
- реализация проекта – отражаются основные результаты, полученные от реализации проекта, финансовые и другие последствия;
- финансовый план – важный раздел бизнес-плана, отражающий достоверные итоги осуществления бизнес-плана; здесь должны определяться как инвестиционные, так и производственные затраты, а потому он включает ряд подразделов, таких, например, как план по прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, рентабельности и окупаемости, оценку риска (ориентировочная оценка возможных потерь) и др.;
- юридические аспекты – раздел, где рассматриваются правовые вопросы осуществления проекта, права и обязанности сторон, информация о регистрации, взаимоотношения с бюджетом и др.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютубе