3.1 Рыночная среда функционирования предприятий и организаций
Существует большое количество подходов к определению понятия рынка.
В широком понимании рынок – это основа проявления экономических отношений между людьми, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
В более узком смысле, рынок – это сфера товарного обращения и связанные с ней товарно-денежные отношения, возникающие между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) в процессе купли-продажи товаров.
Таким образом, рынок – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения субъектами хозяйствования, взаимодействие которых, как покупателей и продавцов, приводит к возможности совершать обмен, то есть возможности продавцам продать, а покупателям – купить необходимые товары.
Рынок – это сложный объект, который состоит из широкого спектра отдельных частей и элементов. Такое многообразие составляющих и специфика функционирования каждого элемента определяют основные функции, выполняемые рынком:
1 Рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей.
К продавцам относятся следующие группы контрагентов рынка: товаропроизводители, то есть предприятия, которые реализуют свои товары и услуги; рабочая сила, которая продает свои способности к труду; собственники всех видов производственных ресурсов, которые продают свои ресурсы или предоставляют возможность их использовать на определенных условиях.
К покупателям относятся потребители, которые приобретают предлагаемые товары и услуги. Покупателями могут выступать как частные лица, так и фирмы, приобретающие ресурсы (живой труд, сырье, капитал), с помощью которых они намерены осуществить производство своих товаров и услуг.
Часто на рынке один и тот же субъект выступает и продавцом, и покупателем.
2 В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.
3 Рынок, как средство взаимосвязи продавцов и покупателей, предоставляет информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будущем покупатели. При этом рынок не обязательно должен быть каким-то конкретным, географическим местом. Любой источник предоставления информации о продаже или покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.
4 Рынок обеспечивает обмен информацией (изменение спроса, предложения и др.), предоставляет возможность его участникам довольно быстро реагировать на конъюнктурные изменения и в соответствии с ситуацией изменять цены. В свою очередь, цены действуют как сигнал для продавцов и покупателей, сообщают им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов или об их излишке.
Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Классификация рынков происходит по ряду признаков:
- по элементам рыночной инфраструктуры;
- по экономическому назначению объектов рыночных отношений;
- по географическому положению и масштабам, границам, которые его характеризуют;
- по степени ограничения конкуренции;
- по сферам производства и услуг;
- по характеру и размерам продаж.
Первый признак классификации рынка, предполагает выделение трех основных элементов:
- рынка товаров и услуг;
- рынка факторов производства;
- финансового (или денежного) рынка.
Рынок товаров и услуг включает в себя огромное количество специальных рынков купли-продажи соответствующих товаров, а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи, организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации.
Рынок факторов производства объединяет процессы купли-продажи этих факторов: земли, труда, капитала, предпринимательских способностей. При этом такой фактор производства, как земля, содержит в себе не только непосредственно определенные участки земли, используемые для производства, но и естественное сырье, которое добывается из недр земли или получаемое в результате ее использования (например, продукция растениеводства).
Фактор производства в виде живого труда предполагает использования услуг всех работников (рабочих, специалистов, технических служащих, управленческого персонала, отдельных предпринимателей). Рынок труда предусматривает наличие такого важного инструмента этого вида рынка, как биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и квалификации и предложение этой рабочей силы. Кроме этого, важной функцией биржи труда является формирование резерва рабочей силы, подготовка и переподготовка кадров (в первую очередь, безработных), организация общественного труда для обеспечения занятости население.
Такой фактор производства, как капитал, содержит в себе все средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут быть использованы на приобретение этих средств производства.
Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др.
Единым товаром на таком рынке выступают деньги, представленные в денежной форме или в одном из видов ценных бумаг. Универсальный характер этого товара состоит в том, что при необходимости он превращается в каждый из факторов производства. Чаще всего финансовый рынок предполагает функционирование фондовой и валютной бирж.
Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:
- рынка потребительских товаров и услуг;
- рынка товаров производственного назначения;
- рынка новых идей, технологий, проектов (ноу-хау);
- сырьевого рынка;
- рынка труда;
- рынка ценных бумаг;
- рынка вторичного сырья и др.
По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:
- местный (региональный) рынок;
- национальный (в границах страны) рынок;
- мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции различают:
- свободный рынок;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- чистую монополию.
Такого рода классификация охватывает различные аспекты рынка любого товара (например, количество фирм, технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), что влияет на поведение и деятельность фирм.
Степень ограничения конкуренции определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способны влиять на рынок, то есть влиять на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньшее влияние оказывают на рынок отдельные фирмы, реализующие на нем свои товары, тем более конкурентным считается рынок. Высшая степень конкурентности рынка характерна для свободного рынка (рынка свободной конкуренции). Каждый очередной вид рыночной структуры представляет все более высокую степень ограничения конкуренции.
Особенности видов рынка в зависимости от степени развития конкуренции на них будут рассмотрены в специальном разделе курса.
По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, которые характеризуют соответствующие области экономики:
- топливный рынок (угольный, нефтяной, газовый и др.);
- автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и др.)
- компьютерный рынок;
- рынок хлебопродуктов и т. п.
По характеру и размерам продаж различают:
- оптовый рынок;
- розничный рынок.
Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров или услуг на рынке. Если же любые товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются соглашения купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Типичными примерами нерыночной деятельности являются решения вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности выступают бюджеты (государственный и местные), формируемые за счет соответствующих поступлений от налогов, пожертвований, благотворительной деятельности и др.
Важнейшим условием любого рынка является возможность получить права собственности на тот товар, за который продавец платит или отдает по бартеру другой товар. Это относится к покупателям. Право собственности предполагает наличие права владения, распоряжения и пользования данным товаром. Для приобретения этих прав покупатель совершает сделку купли-продажи. Это же относится и к продавцам: они делают свой товар только потому, что надеются, предполагают передать свои права собственности на него в обмен на деньги или другой товар.
Итак, любой рынок может функционировать только по товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.