4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия вступают в разные расчетно-денежные отношения с субъектами рынка и государственными финансовыми и фискальными учреждениями. Эти отношения связанны с оплатой продукции товаров, услуг, перечислением налогов и платежей, выплатой заработной платы, авансов и др.
Расчеты в хозяйственной деятельности предприятий делятся на две группы: безналичные и наличные (рис. 4.4).
Большая часть расчетов реализуется в безналичной форме. Это, в первую очередь, расчеты предприятий с поставщиками, посредниками, рыночными институтами (банками, биржами, посредническими компаниями и т. п.), а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
Безналичные расчеты в зависимости от объектов платежа могут подразделяться на расчеты по товарным и нетоварным операциям.
Расчеты по товарным операциям связаны со снабжением или куплей продукции товаров и услуг.
Расчеты по нетоварным операциям – это, в первую очередь, платежи в бюджет, страховые и социальные выплаты, платежи уплаты процентов по кредитам, пени, штрафы и т. п.
Безналичные расчеты осуществляют с помощью банковских учреждений без участия наличных денег, через перечисление соответствующей суммы со счетов плательщика на счет получателя или через зачет взаимных обязательств (требований). Сфера безналичных расчетов организационно подразделяется на межбанковские расчеты, обслуживающие отношения между банками и на межхозяйственные расчеты между банковскими клиентами.
Организация безналичных расчетов базируется на принципах, содержание и состав которых может изменяться в зависимости от экономической ситуации в государстве.
Предприятия разных форм собственности должны сохранять свои наличные средства в банках на счетах и использовать их для межхозяйственных расчетов в безналичной форме путем перечисления со счета плательщика на счет получателя. Факт реализации платежа должен быть максимально приближен к факту передачи продукции или товара получателю. Платежи со счетов предприятия осуществляются банком по согласию собственника счета и в порядке, установленном руководителем предприятия. Без согласия плательщика списание средств с его счета возможно лишь тогда, когда это предусматривается действующим законодательством государства.
Хозяйствующие субъекты имеют право на выбор форм расчетов и средств платежа из перечня предусмотренных действующим законодательством. Они имеют право на выбор банков для открытия своих счетов. Расчетно-кассовое обслуживание банками своих клиентов осуществляется на договорных основах в порядке выполнения их распоряжений о перечислении или выдаче наличных денег со счета согласно действующим правилам.
В современной практике расчетов используются документы разного назначения: расчетные, платежные, коммерческие (рис. 4.5).
Расчетными называют подготовленные в соответствии с установленными законодательством формами документы, которые предоставляют в банки субъекты хозяйственной деятельности (юридические и физические лица) с поручением (требованием) перечислить с их счетов (или зачислить на их счета) определенную сумму денег. Такими документами являются: платежное поручение, платежное требование-поручение, чек, платежное требование, аккредитивное заявление и прочее.
Платежными называют подготовленные в соответствии с установленными законодательством формами и переданные одним лицом другому документы с обязательством (или требованием третьего лица) заплатить определенную сумму денег предъявителю документа (чека, векселя и т. п.).
Коммерческими принято называть документы, в которых дается характеристика отгруженной продукции (товаров), выполненных работ, услуг и которые сопровождают их перемещение от поставщика к плательщику. К этим документам относят: счета-фактуры, их реестры, товарно-транспортные документы, сертификаты качества и т. п. На основе коммерческих документов выясняется сумма и правомерность платежей, реализованных с помощью расчетных и платежных документов.
Расчетные и платежные документы унифицированы, имеют единую стандартную форму, установленный набор реквизитов. К обязательным реквизитам всех расчетных документов относятся: наименование и номер расчетного документа; число, месяц, год его оформления; полное или сокращенное наименования плательщика и получателя денег; номера их счетов, кодов, наименование, код, место нахождения банков плательщика и получателя денег; суммы платежа, мотивы и основания для перечисления и получения денег, подпись плательщика (или получателя), оттиск печати плательщика (или получателя). В каждом из расчетных документов есть свои специфические реквизиты.
Формы безналичных расчетов отличаются видом использованного расчетного документа и порядком его обращения. Безналичные расчеты в соответствии с действующим законодательством могут выполняться разными способами: платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, чеками, аккредитивами, векселями. Способ выполнения платежа устанавливают согласно порядку и условиям выполнения субъектами хозяйствования своих денежных обязательств. По этим критериям на практике различают такие способы платежей: за счет собственных средств плательщика, с его счета в банке; за счет банковского кредита; предоплата; прямое перечисление с учетом встречных требований. Для каждой формы расчетов субъекты хозяйствования находят наиболее выгодный способ платежа.
Наличные расчеты – это расчеты, которые реализуются с помощью наличных денег, как правило, через кассовые операции. Они предусматривают прием и выдачу наличных денег через кассу предприятия. Эти операции оформляются с помощью кассовых ордеров, платежных ведомостей, и других документов, подписанных руководителем предприятия и главным бухгалтером. К этим операциям относят выдачу рабочим заработной платы, авансов, средств на компенсацию затрат по командировкам и т. п. Учет наличных денег осуществляется с помощью кассовой книги и в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм