6.4 Износ основных средств предприятия
В процессе эксплуатации все основные средства стареют и изнашиваются. Различают два вида износа: физический и моральный.
Физический износ наступает под влиянием окружающей среды и эксплуатационных нагрузок. В этом случае деформируются детали, подвергается коррозии металл, изнашиваются трущиеся поверхности. Физический износ уменьшает стоимость основных средств и делает их непригодными к эксплуатации.
Физический износ любого средства труда условно делится на два вида, один из которых периодически устраняют путем проведения ремонтов, а другой вид по такой схеме устранить невозможно. Постепенно этот вид износа накапливается и предопределяет такое техническое состояние того или иного средства труда, когда дальнейшее его использование в производстве становится невозможным. То есть наступает момент полного физического износа, который требует замены такого средства труда на новый экземпляр аналогичного назначения. Учитывая это, различают физический износ устранимый (временный) и неустранимый.
Степень физического износа отдельной единицы основных средств можно определить двумя расчетными методами:
- по сроку эксплуатации (сравнением фактической и нормативной величин с учетом ликвидационной стоимости);
- по данным анализа технического состояния основных средств по показателям износа и годности.
Моральный износ – это обесценивание действующих средств труда еще до наступления полного физического износа под влиянием научно-технического прогресса. Такой износ характеризуется потерей средствами труда потребительской стоимости вследствие усовершенствования используемых и создания новых средств производства, внедрения принципиально новой технологии, устаревания производимой продукции.
Моральное старение присуще, прежде всего, орудиям труда и транспортным средствам и связано с реальными экономическими убытками для предприятий, которые эксплуатируют устаревшую технику.
Физический износ и моральное старение действующих основных средств можно устранить частично или полностью, применяя разные формы восстановления. Между отдельными видами износа и старения средств труда и формами их возмещения существует определенная взаимосвязь (рис. 6.3).
Возмещение физического износа средств труда проводится за счет текущего и капитального ремонтов, а предупреждение – за счет своевременного проведения технического осмотра и обслуживания. На предприятиях применяют разные виды технического обслуживания. Сущность его сводится к предупреждению неисправностей в работе основных средств, благодаря проведению своевременных смазочных, регулировочных, контрольных и других операций.
Отдельные виды средств труда состоят из большого количества конструктивных элементов (детали, узлы), изготовленных из различных материалов. Вследствие этого, а также из-за неодинаковых эксплуатационных нагрузок, детали имеют разные сроки эксплуатации, то есть изнашиваются неравномерно. Отсюда возникает потребность заменить или восстановить конструктивные элементы, подвергшиеся износу, путем проведения соответствующих ремонтов. Итак, сущность ремонтов сводится к устранению временного физического износа конструктивных элементов.
Назначение текущего ремонта – сохранять средства труда в пригодном состоянии путем проведения регулярных ремонтно-профилактических операций с целью устранения мелких неисправностей и предупреждения прогрессирующего физического износа. Затраты на текущий ремонт являются постоянными, сравнительно равномерными в течение эксплуатационного периода и потому относятся на себестоимость продукции.
Назначение капитальных ремонтов заключается в максимально возможном восстановлении первоначальных технико-эксплуатационных параметров. Для экономической оценки эффективности затрат на капитальный ремонт выбирают альтернативу: проводить капитальный ремонт или приобрести новое основное средство. По каждому из вариантов определяют общую величину затрат и потерь. Для первого варианта это будут затраты на ожидаемый капитальный ремонт и превышение эксплуатационных расходов по капитально отремонтированной машине над текущими затратами на новую машину, а для второго – затраты на приобретение новой машины.
Снизить потери от морального износа позволяет модернизация.
Под модернизацией понимают конструктивное усовершенствование действующих машин, которое повышает технический уровень и улучшает экономические показатели. Очень часто модернизация проводится во время капитального ремонта средств, поэтому метод определения затрат на модернизацию аналогичен предыдущему.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста