Бесплатный хостинг Okis.ru

3.5 Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)

Проблема качества и конкурентоспособности продукции имеет в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Объективный фактор, который объясняет многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающих темпы экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, – это качество создаваемой продукции.

Конечная цель любой фирмы – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше в сравнении с аналогами – продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают какую-то относительную интегральную характеристику, которая отражает его отличия от товара-конкурента и определяет его привлекательность в глазах потребителя.

Конкурентоспособность предприятия – это обобщающая оценка его конкурентных преимуществ в вопросах формирования ресурсного потенциала, качества удовлетворения потребительского спроса и достигнутой благодаря этому эффективности функционирования хозяйственной системы, которые имеют место на момент или на протяжении периода оценивания.

Конкурентное преимущество – преимущество, которое достигается, когда компания использует маркетинговую возможность, благодаря выпуску более совершенной продукции, более низкой цене, более разветвленной сети сбыта, лучшему сервису и более разнообразному ассортименту продукции в сравнении с конкурирующими компаниями.

Конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Свойство продукции – это объективная его особенность, которая проявляется при создании, потреблении или эксплуатации продукции.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, которые обуславливают его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойства продукции, которые определяют ее качество, можно разбить на две группы:

-    свойства, которые возникают как результат преобразований, происходящих в природе (механические, электрические, химические и др.);

-    свойства, которые получаются как результат производственной деятельности людей.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые составляют ее качество, называется показателем качества продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предвиденные ценности могут со временем изменяться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым.

В зависимости от количества свойств, которые характеризуются,  показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия.

Комплексные показатели  принято разделять на обобщающие (характеризуют наиболее важную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отображают соотношения суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отображают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства в сравнении с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По свойствам, которые характеризуются, показатели качества делятся на несколько групп.

Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, которые определяют способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность).

Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять необходимые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности.

Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке.

Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления).

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое влияние на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного выполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных влияний на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических влияний, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

-    информационные (связанные с получением, переработкой и передачей информации);

-    материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

-    технико-технологические (связанные с обслуживанием оборудования и его состоянием);

-    трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

-    организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители продукции, которая выпускается, становятся более требовательными и ожидают высокого уровня качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимы подтверждения, гарантия того, что качество соблюдается. И таким видом гарантии становится сертификат, который подтверждает наличие на предприятии внедренной системы качества.

Национальные стандарты в области систем качества впервые были введены в Великобритании в1983 г. Целью проведенной компании было внедрение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией пошли и другие страны Европы. Однако настоящий бум внедрения систем качества в работу предприятий состоялся после издания в1987 г. Международной организацией по стандартизации группы стандартов ІSО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ІSО носят рекомендательный характер, однако документы серии ІSО 9000 более чем в 90 странах приняты как национальные стандарты.

В ІSО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая обеспечивала бы долгосрочную поддержку и повышение качества.

Важнейшим элементом в системах управления качеством является стандартизация – деятельность по созданию нормативов, которая определяет наиболее рациональные нормы, а потом закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики, требования к продукции или процессу.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, которая определяет  прогрессивные требования к  продукции, изготовленной для потребителей национальной экономики, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Стандартизация основывается на ряде принципов:

повторяемость, охватывающая круг объектов, которые обладают общим свойством – повторяемость или во времени, или в пространстве;

вариантность охватывает рациональное многообразие и обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, которые входят в объект, подвергающийся стандартизации;

системность– определяет стандарт как элемент  системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собою внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

взаимозаменяемость предусматривает сборку  или замену одинаковых компонентов  продукции, изготовленных в разное  время  и в разных точках пространства.

Значения стандартизации постоянно возрастает. Без стандартов невозможно современное производство и производственная кооперация. Стандарты в рыночной экономике, являются одним из эффективных средств защиты потребительского рынка. Они оказывают большое влияние на процессы регулирования внешней торговли. Постоянно растут масштабы и влияние международной и региональной стандартизации.

Эффективность стандартизации проявляется через экономическую, социальную и коммуникативную функции.

Экономическая функция проявляется через систему достоверной информации о продукции; содействие конкуренции на основе представления возможности для объективного сравнения параметров продукции и распространения сведений о ее новых свойствах, методах испытаний и технологических достижениях предприятий, лидирующих на рынке; увеличение серийности и масштабов производства; достижение взаимозаменяемости и совместимости продукции и процессов; совершенствование управления производством.

Социальная функция стандартизации обеспечивает достижения уровня параметров и показателей продукции, которые отвечают требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей при производстве, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция оказывает содействие достижению необходимого взаимопонимания и упрощает восприятие разных видов информации на основе фиксации терминов и определений, условных знаков, символов и обозначений, установления единых правил оформления документов.

В  Украине нормативные документы по стандартизации делятся на следующие категории:

-    государственные стандарты Украины;

-    отраслевые стандарты;

-    стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов;

-    технические условия;

-    стандарты предприятий.

В соответствии с нормативными документами Украины, государственная система стандартизации направлена на обеспечение:

-    реализации единой технической политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;

-    защиты интересов потребителей в вопросах безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости, совместимости продукции, ее унификации, качества продукции, потребностей населения и хозяйства в целом;

-    экономии всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;

-    безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения естественных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

-    обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация в Украине осуществляется на основе следующих принципов:

-    учета уровня развития науки и техники, требований экологии, экономической целесообразности и эффективности для производителя и безопасности для потребителей и государства в целом;

-    гармонизации с международными, региональными и, в случае потребности, – с национальными стандартами других стран;

-    обеспечения соответствия требований нормативных документов законодательным актам;

-    участия в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон (разработчиков, потребителей, органов государственной власти и т. д.).

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Бесплатный хостинг Okis.ru