Бесплатный хостинг Okis.ru

Космоцентрический характер античной философии

Возникновение философии знаменовало возникновение принципиально нового, научного подхода к миру, хотя древнегреческое представле­ние о подлинном знании, об истине существенно отличается от нынешних представлений о научном знании. Греки создают научный принцип подхо­да к миру, его пониманию, выходящий за рамки мифологического и рели­гиозного подходов, направленный на поиск причин, внутренней сущности явлений, скрытой затем, что дано нам с очевидностью, но цель познания древнегреческие философы видят иной по сравнению с тем, как её видит современная наука. Внимание древнегреческих философов направлено не на познание многообразных предметов и явлений мира, а на познание мира как целого, мира в целом как единого и совершенного космоса. Древнегреческая философская мысль насквозь космоцентрична. Филосо­фы убеждены, что лишь проникнув в тайну бытия космоса, постигнув его законы, мы можем приблизиться к истине. Конечно, это не значит, что древнегреческих философов вовсе не интересуют частнонаучные знания. Все они были образованнейшими людьми своего времени и выступали скорее носителями научного знания вообще, чем носителями собственно философского знания. Диоген Лаэртский говорит о том, что Фалес первым предсказал солнечное затмение, разделил год на 365 дней, открыл Малую Медведицу. Анаксимандр «первый нарисовал очертания земли и моря и, кроме того, соорудил небесный глобус» [7, с. 93]. Пифагор известен нам по своим открытиям в области математики. Многие древнегреческие фи­лософы принимали активное участие в общественной жизни своих госу­дарств, чем заслужили уважение и почитание граждан. Но все же они счи­тали подлинным знанием знание общего, целостного, первоначала, а не знание частного, отдельных предметов и явлений. В этом отношении характерно высказывание Гераклита о том, что «многознайство уму не научает», «ибо есть единая мудрость - постигнуть Знание, которое пра­вит всем через всё» [7, с. 93]. Знание всеобщего, знание единого, неизмен­ного, лежащего в основе всего многообразия предметов чувственного ми­ра, по их мнению, является подлинным знанием. И таким знанием является знание совершенного, всепорождающего и все в себя вбирающего единого космоса. Космос, по мысли древнегреческих мыслителей, есть основа все­го, всепорождающее и всевоспринимающее в его гибели, смерти, разложе­нии, и потому именно знание самых основ Космоса является подлинным знанием. Поэтому античные философы акцентируют внимание на позна­нии этого единого, неделимого, неизменного, совершенного и всегда рав­ного самому себе космоса, а не на познании изменчивых и конечных во времени предметов и явлений.

Для Фалеса «прекраснее всего космос», Гераклит говорит о «пре­краснейшем космосе», Анаксагор полагает, что и родиться лучше ради то­го, «чтобы созерцать небо и устройство всего космоса». Для Платона кос­мос есть «живое существо, наделенное душой и умом», выступающее «как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное, непри­частное дряхлению и недугам» .

Аристотель тоже полагает, что «это Небо (в данном случае в смысле Космос Вселенная. - авт.) одно, единственно и в полноте своей совершен­но» [4, с. 292]. По форме своей Космос представляет собой шар, поскольку шар - самая совершенная геометрическая фигура.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Бесплатный хостинг Okis.ru